1 марта 2017

Функция архива по формированию культуры памяти — высшее проявление открытости

Функция архива по формированию культуры памяти — высшее проявление открытости

Директор Государственного архива Пермского края Андрей Борисов — о настоящем и будущем архива

Сейчас

Главный исторический архив региона. Фонды архива содержат документы по истории, культуре и географии Прикамья, Урала и России начала XVII — начала XXI вв.

Восемнадцать современных архивохранилищ, оснащённых по последнему слову техники пожаротушения и поддержания температурно-влажностного режима.

Самый главный актив архива — это люди, которые в нём работают. Архив магнитит людей, заряжает их энергией. Коллектив за последнее время значительно стал моложе. Архив остановил «отрицательный» отбор в профессию.

Архив перешёл на новый сайт с современным и дружелюбным интерфейсом и расширенными online-сервисами — www.archive.perm.ru. Сайт позволяет работать с ним слабовидящим людям.

Архив внедряет систему контроля за движением документов и проверкой их наличия. Это так называемая технология радиочастотной идентификации с использованием радиометок (RFID-технология). Архив использует систему «Умные полки», которая определяет местоположение промаркированных документов.

Архив предоставляет возможность посетителям самостоятельно работать с документами в трех читальных залах. Помимо обычного и электронного, в архиве открыт интерактивный читальный зал. В нём установлены новейшие компьютеры, интерактивный экран и сенсорный стол с навигационным програм­мным обеспечением для просмотра оцифрованных коллекций документов, фотографий увеличенного размера, картографических материалов и т.д.

Завтра

Образ желаемого будущего архива таков: современное, яркое, не боящееся экспериментов, динамично развивающееся, конкурентоспособное учреждение. Чтобы оно было таким, надо инвестировать в будущее. И прежде всего в кадровый потенциал.

Поэтому Госархив Пермского края в 2016 г. открыл в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» свою базовую кафедру — кафедру историко-документального проектирования, которую я возглавил. Историко-документальное проектирование представляет собой создание, конструирование или реконструирование образов и прообразов исторических «объектов», событий, процессов на основе архивных документов. Образовательная миссия кафедры состоит в том, чтобы сформировать у студентов практические компетенции в сфере информационных исторических технологий, цифровой истории, архивной информатики, менеджмента и маркетинга историко-культурных проектов и т.д. Эти компетенции призваны дополнить круг классических академических компетенций студентов-историков, обучающихся в университете.

Новые вызовы

Андрей Александрович, в вашей статье «Архив перед вызовами: стратегия развития Государственного архива Пермского края» вы назвали четыре «требования времени»: требование открытости, удобства пользования, требование, связанное с экзистенциальным запросом общества на конструирование его исторической идентичности, и требование безопасности. Ответ на каждый такой «вызов», наверное, подразумевает конкретные шаги. Какие это шаги?

Я хочу уточнить, что в упоминаемой вами статье делается скромная и дискуссионная попытка осмыслить процессы в архивах и наметить стратегию развития для Государственного архива Пермского края.

Роль архивиста в современном социальном пространстве неуклонно возрастает, однако сами архивисты порой этого не замечают. Архив как институт хранения документов находится сегодня в ситуации интеллектуального кризиса, переосмысления. Традиционные представления об архиве, его сущности и роли в обществе серьезно изменяются.

Перед архивной отраслью, как вы уже и сказали, стоят четыре вызова: открытость (openness), удобство пользования (usability), уникальность существования (existence) и требование безопасности (security).

На требование открытости необходимо отвечать последовательным проведением её в жизнь, разумеется, не вульгаризируя. Принцип открытости означает, что архивные документы должны не только храниться, но и активно использоваться. Введение архивных документов в научный и пользовательский оборот должно быть многовекторным: экспонирование на выставках, обсуждение на конференциях, дискуссиях, форумах, в медиапространстве, в Интернете и социальных сетях. Архив должен входить в сетевое взаимодействие с другими учреждениями культуры, науки и образования, общественными организациями и СМИ.

Принцип открытости предполагает повышение удобства использования архивных документов. Прежде всего это клиентоориентированный график работы. Госархив Пермского края уже сократил количество санитарных дней без ущерба нормативному хранению, ввёл удлинённый четверг (еженедельно) и рабочую субботу (пока раз в месяц).

Юзабилити — это и современный сайт с дружелюбным интерфейсом и расширенным спектром online-сервисов. Заказ дел (оформление требований) и отправка запросов через сайт уже возможны на сайте ГАПК. Также доступен каталог с удобной навигацией. Оплата услуг через личный кабинет, online-доступ ко всем оцифрованным документам ГАПК, а также создание личного цифрового архива с возможностью обмена (архивная социальная сеть) — дело ближайшего будущего.

Открытость и юзабилити — базовые условия для того, чтобы архив мог быть институцией, способной отвечать на экзистенциальные запросы общества. Функция архива по формированию культуры памяти — высшее проявление открытости.

Подобно культуре речи или культуры питания, культура памяти — важный элемент общей культуры человека. Культура памяти предполагает рефлексивное и деятельное отношение индивида, группы, сообщества к истории родного города, региона, страны.

Путь к формированию мемориальной культуры в регионе лежит через изучение и популяризацию локальной истории. Почему мы говорим о локальной истории и не упоминаем краеведение, центром притяжения которого традиционно являются архивы?

Дело в том, что локальная история как исследовательская программа содержит в себе существенное отличие от краеведения. Речь вновь идёт об открытости. Во-первых, локальная история старается рассматривать историю региона в широком пространственно-временном контексте. Во-вторых, локальная история видит себя как фактор воздействия на историческое сознание жителей региона, как способ конструирования идентичности и мобилизации исторической памяти.

Поэтому, локальная история может выступать как эффективный инструмент патриотического воспитания. Она помогает пробудить интерес человека к истории места, запустить рефлексию; помогает научиться уважать и ценить вклад предшественников в развитие родного края, почувствовать ответственность за судьбу своей малой родины.

Государственный архив Пермского края реализует ряд проектов, направленных на формирование патриотизма. Одним из них является проект «Пантеон героев Пермского края» — пример того, как архивные документы могут обращаться в символические практики переживания гордости за историю родного края.

Понимая важность локально-исторической программы, Государственный архив Пермского края уже выступил с инициативой создания «Пермской краевой ассоциации исследователей в области локальной истории».

Новая программа развития архива включает в себя повышение стандартов безопасности и сохранности архивного фонда.

Зачастую можно встретить однобокую трактовку понятия открытости как незащищённости и тотального рассекречивания. Отсюда ограничение в удобстве использования воспринимается как гарантия безопасности. Между тем, открытость архивов, понятая как изменение вектора от документа к человеку, отнюдь не противоречит безопасности. В том-то и заключается организационный вызов для архивов, чтобы совместить обеспечение сохранности и эффективное введение документов в пользовательский оборот.

Современная система безопасности должна включать в себя следующие моменты:

  • Безопасность архивного фонда в статическом состоянии
  • Безопасность архивных документов в момент трансфера внутри архивного учреждения между структурными подразделениями и корпусами
  • Безопасность архивных документов в процессе реставрации и оцифровки
  • Безопасность сотрудников архива в хранилищах, лаборатории и читальных залах при работе с пользователями
  • Безопасность архивного фонда в динамическом состоянии
  • Особый режим хранения и использования документов, переведённых в цифровой формат
  • Безопасность пользователя при работе в архиве, во время использования документов.

В декабре 2015 года в Перми прошёл первый архивный фестиваль. Как вы оцениваете этот опыт? Будет ли второй, третий, четвертый фестиваль? Случится ли когда-нибудь всероссийский архивный фестиваль? Если да, каким он вам видится?

Архивный фестиваль «АрхиFFest» изначально задумывался как ежегодный. Это не одноразовое и довольно сложное по организации мероприятие.

Это возможность привлечь внимание к архиву и архивной отрасли самые широкие общественные круги, обозначить значимость архивов. Поэтому в рамках архивного фестиваля, который проводит Государственный архив Пермского края, можно увидеть представителей властных структур и руководителей муниципалитетов, общественность, представителей образования и культуры, масс-медиа, школьников и студентов, круг пользователей архивами — учёных, исследователей, генеалогов. Это смешение сред, которые сами по себе, как правило, обособлены и замкнуты на себе. Фестиваль даёт возможность людям из разных сегментов пользователей архивами встретиться, пообщаться и, возможно, «услышать» друг друга и, конечно, самих архивистов.

Услышать друг друга

Кроме того, архивный фестиваль дает возможность более тесного профессионального общения в кругу самих архивистов — тех, кто работает в государственных архивах, а также тех, кто представляет муниципальные и корпоративные архивы.

«АрхиFFest» — это возможность представить уникальные документы из архивного фонда Пермского края и, в частности, Государственного архива Пермского края. Отсюда рубрики архивного фестиваля, которые будут постоянными. «ArchiDocumentum» — это рубрика, в которой презентуются уникальные документы — будь то на бумажном носителе, целлулоиде или виниле. Здесь людям рассказывают о том, как документ попал в архив, какие обстоятельства этому способствовали, какие тайны он хранит.

Следующая рубрика «ArchivAction» рассчитана, прежде всего, на молодых людей, которым предлагаются квесты с различными сценариями, но с обязательным архивно-документальным наполнением.

Ещё одна рубрика «ArchiVarious» — это разнообразные по тематике лекции известных учёных — историков, философов, филологов, культурологов, музыковедов, которые, используя герменевтические практики, рассказывают об изучении архивного документального наследия, уникальных текстов, хранящихся в Государственном архиве Пермского края.

Рубрика «PersonArchive» посвящена презентации личных фондов архива. В её рамках проводятся творческие встречи с фондообразователями: учеными, писателями, журналистами, художниками, музыкантами, режиссерами, актерами, политическими деятелями.

Рубрика «ArchiTheatrum» — это анимирование («оживление») документального наследия или исторического события, связанного с конкретным документом через небольшие эксклюзивные театральные постановки.

В тесном взаимодействии с Пермским академическим Театром-Театром под управлением Бориса Мильграма было представлено «Архивное рандеву с Театром-Театром». В рамках этого спектакля, в котором участвовали ведущие артисты разных поколений и главный режиссер Владимир Гурфинкель, были анимированы документы, связанные с историей театра, его судьбой. Артисты донесли до зрителей, что за архивными документами скрываются радости и огорчения, успехи и ­неудачи, звёздные и изломанные судьбы — то, что именуется жизнью.

И, наконец, последняя рубрика «MusicArchive» — это анимирование документального наследия, связанного с музыкой, нотными текстами. Это представление личных фондов музыкантов с последующим концертом фондообразователя. Это презентация фондов Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, Пермской краевой филармонии, различных концертных коллективов. В рамках этой рубрики есть возможность представить наследие композиторов Пермского края, чьи музыкальные рукописи хранятся в архиве.

Одним из успешных мероприятий в рубрике «MusicArchive» стала творческая встреча с Игорем Бобовичем. Выдающийся музыкант и интеллектуал, который пожелал открыть свой личный фонд в Государственном архиве Пермского края, задал очень высокую планку подобного рода мероприятиям. К слову, на творческой встрече с Игорем Бобовичем был аншлаг.

Я очень надеюсь, что идея архивного фестиваля будет поддержана профессиональным сообществом, и «АрхиFFest» когда-нибудь перерастёт во всероссийский и даже, быть может, в международный формат. Это вполне возможно, если, конечно, договориться о смыслах и ценностях архивной деятельности. 

Рубрика: Архивы