19 марта 2012

ERP vs ECM: нас не догонят?

ERP vs ECM: нас не догонят?

Учётные системы оправдывают прогнозы аналитиков рынка и движутся в сторону Enterprise content management. А разработчики ECM-систем уверенно стремятся к совершенствованию своих решений и гибкости, поскольку функциональные возможности их продукции предельно расширены.

В настоящее время производители крупных информационных систем осознают, что компаниям уже недостаточно владеть только учётной информацией, и поэтому стараются дополнить свои продукты инструментами управления корпоративным контентом. К примеру, если в кредитно-финансовой организации внедряется автоматизированная банковская система (АБС), то её разработчики намереваются реализовать в решении не только учётные функции по управлению платежами, но и работу с клиентскими досье. Фирма "" разработала "1С:Архив" — систему управления документами, предназначенную для централизованного хранения документации, обеспечения к ней доступа для про­смотра или редактирования и т.д. Однако создатель "1С:Архив" позиционирует её как решение для малого и среднего бизнеса, потому что крупному предприятию возможностей, которые ей предлагает разработчик учетных сис­тем, будет недостаточно.

Когда в компании SAP озаботились идеей о мощной платформе хранения и управления огромными объёмами документов и данных, было заключено соглашение с OpenText. Сегодня компания OpenText является поставщиком ECM-решений для SAP-приложений, реселлером которых выступает немецкий ERP-гигант.

Поскольку ERP и ECM оперируют информацией разных типов, то и объединять системы в одну — едва ли перспективно: ECM-функционал в учётных системах будет ниже, чем в специализированных системах управления корпоративным контентом. Кроме того, поставщик ERP-решения не станет активно развивать инструменты работы с документами и данными, как это делают разработчики систем класса ECM. Вице-президент по меж­дународным продажам компании SAPERION AG Морад Рхлид уверен, что ERP и ECM в перс­пективе будут дополнять друг друга, но продолжат функционировать отдельно: "ERP работают с бизнес-информацией, которая основана на технологии управления базами данных, и не могут применяться для работы с документами. Попытки объединить эти системы всегда приводили к неудачным последствиям".

Директор по развитию IBM ECM Фредерик Зёндергаард-Дженсен убеждён, что успешные разработчики ECM-систем пристально следят за происходящим на рынке и стараются прогнозировать его будущее, изменяя системы таким образом, чтобы они шли в ногу со временем: "IBM продуктивно работает на рынке управления информацией уже в течение 30 лет во многом благодаря тому, что мгновенно реагирует на возникающие потребности клиентов. К примеру, мы были готовы к появившейся сегодня необходимости в интеграции решений по управлению документооборотом и систем контент-аналитики. Ещё одним примером является недостижимая ранее эффективность от внедрения сис­тем Advanced Case Management, способных мгновенно реагировать на изменения".

Мнение коллеги из IBM разделяет Морад Рхлид: "Сейчас функциональные возможнос­ти ECM-систем безграничны. Я имею в виду следующее: потенциал расширения внутри ИТ-экосистемы компании, интеграции с любыми приложениями — Web, Share Point или CRM-системами, открытый интерфейс, возможность успешно работать внутри территориально распределённых компаний, охватывая все отделы, департаменты и удалённые филиалы посредством Интернет".

Эксперты среди конкурентных преимуществ ECM называют в первую очередь возможности интеграции. Взаимодействие с учётными системами позволяет обеспечить консолидацию информационных ресурсов, гарантировать их защиту. Кроме того, ECM-система, обладая функционалом СЭД, зачастую не отвечает за автоматизацию документооборота в компании (поскольку это может быть не оправдано с финансовой точки зрения), но всегда интегрируется с ней.

Возможности интеграции ECM уже сегодня не ограничиваются документационной поддержкой деятельности. Акценты сместились с качества обслуживания клиентов на возможность согласования проектов, от оперативного сбора информации — к интеллектуальному поиску. "Основные требования к ECM-системам в настоящее время "ушли" из области управления документами в сферу управления бизнесом и стали более бизнес-ориентированными. Всегда основным показателем успешности было высокое качество обслуживания клиентов, быстрый доступ call-центров ко всей необходимой информации, обеспечивающий оперативное реагирование на запросы.

Со временем фокус смес­тился на возможность согласования вопросов по различным проектам. В трудные времена, которые мы переживаем сегодня, основное внимание бизнеса обращено на инструменты сокращения издержек. Преимуществом ECM-систем является их способность быстро подстраиваться под изменяющиеся требования бизнеса и при этом продолжать эффективно работать", — комментирует ситуацию представитель компании IBM.

По прогнозам Фредерика Зёндергаард-Дженсена, инструментарий Enterprise content management будет совершенствоваться за счёт сближения BI и ECM: "Данные, полученные из источников, основанных на неструктурированной информации — серьёзное преимущество в конкурентной борьбе. Сегодня угрозы, исходящие от конкурентов, могут быть настолько неявными, что определить их можно, только проанализировав огромное количество неструктурированной информации. Контент-аналитика и BI в основном используются для того, чтобы выявить способы повышения эффективности работы внутри компании, определения тенденций поведения целевой аудитории и изменчивые тренды рынка. Способность BI в сочетании с контент-аналитикой интегрироваться в существующую корпоративную среду, их растущая гибкость и "сообразительность" делают их незаменимыми инструментами современного бизнеса".

Эксперты также выражают уверенность, что функционал мобильных IT-решений, набирающих всё большую популярность в пос­леднее время, будет увеличиваться за счёт ECM. "Системы начинают функционировать по принципу социальных площадок: то есть, изменения происходят в режиме реального времени. И уже год, как все вокруг говорят о переходе ECM-систем на облачные технологии, когда информация хранится на удалённом сервере и клиенты платят только за пользование определенным сервисом. Таким образом, происходит десятикратная экономия средств компании", — считает представитель компании SAPERION AG.

Возрастающая ценность корпоративной информации требует от разработчиков совершенствования механизмов её защиты. Это ещё одно направление, которым разработчики ECM-систем активно занимаются. Речь идет, например, о встроенных средствах защиты данных, резервировании индексных поисковых баз, предоставлении документов в закрытом формате, исключающем возможность копирования текста, вывода на печать или экспорта самого документа и так далее.

Уже сегодня ECM-решения демонстрируют высокие возможности гибкости и способнос­ти работать в разнородных средах. По мнению аналитиков, в ближайшем будущем системы будут представлять собой комплексные облачные сервисы и смогут функционировать в режиме 24х7. Кроме того, ECM будет залогом повышения эффективности и быстрой окупаемости бизнеса.

Рубрика: Тенденции