Банк материалов о погибших, умерших от ран и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны ОБД «Мемориал» (www.obd-memorial.ru) и Объединенный портал «Память народа» (www.pamyatnaroda.ru, памятьнарода.рф) пополнился новыми записями и сканкопиями документов с именной информацией, обнаруженных в фондах ЦАМО, ведомственных и зарубежных архивах и прочих местах, включая республиканские, областные и районные военкоматы.
О том, где и что удалось в последнее время обнаружить и как этой информацией можно воспользоваться для исследовательских целей и семейного поиска посредством интернета, рассказал «Российской газете» Виктор Иосифович Тумаркин - куратор работ по оцифровке таких материалов и вводу их в общедоступный оборот, чем уже много лет занимается по договору с Минобороны России корпорация «Электронный архив».
Виктор Тумаркин: Для общего понимания напомню, что первоначально в ОБД «Мемориал» были загружены документы из фондов безвозвратных потерь Центрального архива Министерства обороны. Это в основном донесения о погибших, пропавших без вести, умерших от ран, а также книги погребений. Вслед за этим были обработаны документы о безвозвратных потерях, включая картотеку погибших моряков, из архива Военно-морского флота в Гатчине. Плюс документы о потерях войск НКВД. Большой и важный массив информации предоставил ГАРФ. Сюда же примыкают документы о советских военнопленных из нескольких областных и республиканских государственных архивов.
А с трофейными документами вы тоже работаете?
Виктор Тумаркин: Разумеется. Была переработана и атрибутирована в едином формате картотека военнопленных офицеров, которую оцифровали еще до создания ОБД «Мемориал» в ассоциации «Военные мемориалы». Добавлена информация о советских военнопленных из фондов трофейных документов, фильтрационная картотека из Российского Государственного военного архива.
Какой из всего этого вывод? Возрастают шансы найти кого-то из близких, чьи следы затерялись в войну, а запросы в архивы до сих пор ничего не дали?
Виктор Тумаркин: В общем, да. И связано это с тем, что пользователи интернета, владеющие русским языком, могут самостоятельно искать, сопоставлять и анализировать документы Великой Отечественной, взятые из разных архивов, фондов и других заслуживающих доверия источников. Уже сам тот факт, что информация объединена из разных источников, дает возможность оперативно находить сведения, не прибегая к запросам в несколько инстанций.
Что актуально на этом этапе?
Виктор Тумаркин: В прошлом году министерство обороны провело опрос в субъектах Федерации: какие документы периода Великой Отечественной войны есть в военкоматах? Из полученных ответов видно, что одних только похоронных извещений в их архивах более 2 миллионов. Но как до них добраться?
Здесь можно поставить в пример опыт Татарстана, откуда нам передали для обработки и загрузки в ОБД «Мемориал» уже оцифрованные оригиналы похоронных извещений из большинства военкоматов республики. Аналогичная работа проведена с архивом военкомата по городу Гагарин, Гагаринскому и Темкинскому районам Смоленской области. С участием волонтеров и добровольцев-поисковиков получены для обработки фотокопии похоронок из некоторых других военкоматов России и ближнего зарубежья, в частности, из Ужурского РВК Красноярского края и нескольких районов Московской области. Но основная работа с похоронными извещениями еще впереди.
Отдельная тема — информация о военнопленных. Мы надеемся на продолжение обработки документов NARA — Национального архива США, ведутся переговоры о доступе к немецким архивам. Но огромная «черная дыра» — документы концлагерей на территории СССР. Есть данные по лагерям в Масюковщине, Умани, Тирасполе, Бельцах, еще в нескольких, но по большинству — ничего или почти ничего. Периодически просачивается информация об обнаружении списков военнопленных в городских и районных архивах на бывших оккупированных территориях. Убедительная просьба ко всем архивистам, краеведам и поисковикам: при появлении такой информации сообщать нам. Такие документы будут всегда востребованы в ОБД «Мемориал» и принесут для кого-то долгожданную весть.