Российские эксперты по региональному развитию уверены, что преимущества любого субъекта РФ связаны в первую очередь с историческими и социокультурными факторами.
Российские эксперты по региональному развитию уверены, что преимущества любого субъекта РФ связаны в первую очередь с историческими и социокультурными факторами
Член комиссии по региональному развитию при Президенте Российской Федерации, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Сергей Зуев уверен: «…что бы область ни делала в качестве крупного инвестиционного проекта — алмазы ли, космос, ещё что —, на мой взгляд, это должно проходить под брендом истории этой территории»1. Культурно-историческое наследие, сформированное и продолжающее формироваться сегодня, хранителями которого являются архивы, библиотеки и музеи, может стать главным инструментом развития региона. «Бренд территории», этот катализатор привлечения инвестиций и притока туристов, создаётся из культурных ценностей. Вопрос только в том, как эти ценности централизованно и системно пропагандировать внутри самого российского субъекта и, конечно же, снаружи.
Сегодня формирование открытого, яркого и при этом эффективного культурного пространства невозможно без единых интернет-сервисов и программных компонент, позволяющих решать общие задачи и объединять усилия региональных учреждений культуры по привлечению пользователей. Такая «кооперация» приведёт к экономии средств на сопровождение инфраструктуры и автоматизацию деятельности архивов, библиотек и музеев и станет основой для настоящего прорыва в развитии региональной культурной сферы.
Как современному пользователю сегодня показать всё самое привлекательное в регионе, будь этот пользователь местным любителем краеведения или школьным педагогом, потенциальным туристом или инвестором? Только объединив на одном Портале культурного наследия все прежде существовавшие разрозненно интернет-ресурсы учреждений культуры субъекта РФ и продумав их представление.
С помощью сервисов такого портала можно также решить задачу эффективного управления и повышения качества услуг в сфере культуры и архивного дела за счёт синхронизации деятельности учреждений по экспонированию фондов и коллекций в цифровом пространстве, предоставления инструментов для развития совместных межотраслевых проектов, автоматизации взаимодействия с пользователями и внутренних регламентов. Портал культурного наследия региона также позволит формировать дополнительные доходы бюджетов учреждений благодаря реализации платных сервисов доступа и дополнительных услуг; обеспечит прозрачность деятельности учреждений, контроль оказания госуслуг и исполнения запросов граждан в режиме реального времени.
На первом этапе создания Портала культурного наследия региона проводится масштабная экспертиза. Анализируются информационные системы и электронные ресурсы учреждений культуры. Совместно с сотрудниками архивов, музеев и библиотек выявляются документы и экспонаты, представляющие культурно-историческую ценность, проводится оценка их состояния и культурного потенциала, готовятся рекомендации по реставрации и оцифровке.
Затем разрабатывается пилотный проект системы, заключаются базовые договора с учреждениями-участниками проекта. Взаимодействие учреждений с Порталом с точки зрения соблюдения законодательства об авторском праве осуществляется в рамках договорных отношений с компанией-оператором, которая назначается актом Министерства/Департамента культуры или выбирается по конкурсу. Типовые формы договоров и регламентов взаимодействия уже разработаны в рамках подобных реализованных проектов.
Следующий этап — собственно создание Портала, а именно: разработка структуры и интерфейса, настройка программных компонент и подсистем, осуществление необходимых интеграций, настройка автоматизированных рабочих мест (АРМ) сотрудников архивов, музеев, библиотек. Затем организуется единая сеть хранения. Устанавливается и настраивается взаимодействие аппаратных и программных комплексов учреждений, ресурсы подключаются к ЦОД, осуществляются конвертация, перенос и объединение существующих БД и электронных ресурсов учреждений. На этом же этапе параллельно может быть проведена оцифровка востребованных фондов — бумажных документов, аудио- и видеодокументов, объёмных экспонатов и т.д.
После обучения администраторов и пользователей (сотрудников учреждений) работе с функционалом подсистемы Портала, система вводится в промышленную эксплуатацию.
Единый Портал культурного наследия региона строится на базе сертифицированной ФСТЭК программной платформы и с применением типовых компонентов.
Во-первых, интеллектуальная система поиска, позволяющая осуществлять нечёткий и полнотекстовый поиск, использовать элементы семантики и графической визуализации результатов запросов, отслеживать их релевантность и многое другое.
Во-вторых, система хранения, содержащая электронные ресурсы учреждений. Система может строиться по распределённой, централизованной или частично-централизованной схеме. При этом всегда существует единый центр управления, а в качестве источников контента могут выступать информационные системы и файловые хранилища самих учреждений, региональные центры обработки данных (ЦОД), а также любые другие серверные мощности и сетевые хранилища.
В-третьих, это набор средств для пользователя, или его Личный кабинет. Гражданин с помощью этих средств может искать и просматривать разнородный и разноформатный контент. Вход в кабинет может осуществляться как по внутреннему логину/паролю, так и путём прямого перехода с Единого портала госуслуг. Пользователь помимо поиска текстовых, графических, аудио- и видеоматериалов и работы с ними, может заказывать платный доступ к условно-открытому контенту, общаться на форумах, заказывать и оплачивать услуги и многое другое.
Четвертый важнейший элемент — это Личный кабинет учреждения, в котором «содержатся» инструменты автоматизации работы с электронными фондами. Можно загружать контент и разграничивать права доступа к нему, управлять собственными электронными ресурсами, в том числе их хранением на мощностях ЦОД, разрабатывать элементы дизайна страниц сайта своего учреждения и т.д. Имеется подсистема отработки запросов и обращений граждан с автоматическим информированием пользователей об изменении статуса заявки через личный кабинет, электронную почту или СМС. При интеграции с Единым порталом госуслуг или порталом Национальной электронной библиотеки (НЭБ), а также другими системами федерального и регионального уровней, Портал культурного наследия выполняет функцию объединения и управления всеми входящими потоками обращений.
Сервисы создания виртуальных коллекций позволяют с помощью простого инструментария разработать индивидуальное оформление онлайн-выставки, подключить ресурсы других учреждений и полностью автоматизировать процесс согласования их использования. Для удобства работы производится интеграция с учётными системами и СЭД учреждений.
Портал даёт возможность на бесплатной или возмездной основе официально привлекать и заимствовать другие представленные в сети электронные ресурсы: организаций-участников НЭБ, сайтов внешних учреждений культуры, в том числе зарубежных, и др.
Обеспечена возможность пополнения электронных ресурсов силами самих архивов, библиотек и музеев, — сотрудники могут загружать любые текстовые, графические, аудио- и видеодокументы, flash-ролики и интерактивные объекты, конвертировать и обрабатывать их с помощью встроенных программных средств Портала. На документы и экспонаты можно наносить водяные знаки, ограничивать загрузку изображений на компьютеры пользователей, чтобы защитить объекты культурно-исторического наследия от несанкционированного копирования.
Биллинговая система обеспечивает комплексное управление финансовыми потоками и платежами, осуществляемыми в рамках работы с Порталом.
Учреждение может создать собственный сайт на современной программной платформе и хранить электронные ресурсы на мощностях регионального ЦОД, не тратиться на развитие собственной инфраструктуры. Архив, музей или библиотека получают широкий набор сервисов представления и продвижения своего контента в Интернет. Автоматизируются процессы исполнения запросов граждан и предоставления госуслуг, платный доступ к контенту, сканирование на заказ, поиск и подбор материалов и т.д.
Внешний вид и функционал сайтов учреждений, как и оснащённость архивов, музеев и библиотек средствами автоматизации, выходят на новый, высокотехнологичный, уровень. За счёт централизации и обеспечения прозрачности всех входящих потоков сокращаются сроки и повышается качество исполнения обращений граждан и организаций.
На смену отдельным сайтам учреждений приходит единое, авторитетное и узнаваемое в Интернет средство популяризации и продвижения всех региональных проектов в сфере культуры. Благодаря этому повышается вероятность привлечь дополнительное внимание инвесторов к культурным объектам, а также в регион в целом. Региональный орган управления сферой культуры получает возможность вести в автоматическом режиме точный мониторинг спроса на контент, получать реальные показатели деятельности учреждений в режиме online, формировать детализированную статистику в различных разрезах для оптимизации планов работ, распределения и повышения эффективности целевого финансирования.