Уникальную коллекцию сценических костюмов, что собраны и хранятся в фондах Музея Большого театра, этим летом перевели в цифровой формат и на компактных носителях уже передали заказчику. Такой новостью поделилась сегодня с "Российской газетой" Лидия Харина - директор самого известного в нашей стране театрального музея. А о подробностях рассказали специалисты ЭЛАР, которые разработали и в сжатые сроки, на собственном оборудовании, осуществили этот инновационный проект.
По словам Лидии Хариной, первыми в очередь на такое перевоплощение были отобраны 70 особо ценных театральных костюмов к оперным и балетным постановкам, которые датированы XVIII-XXI столетиями. В частности, переведен в формат 3D-cюртук XVIII века и сценический костюм, созданный выдающимся театральным художником Федором Федоровским для партии Марфы из оперы "Царская невеста". Увидеть "в цифре" теперь можно и колет, в котором великий оперный тенор Дмитрий Смирнов (1882 -1944) воплощал заглавную роль в опере "Ромео и Джульетта".
Зачем понадобилось соединять высокие технологии XXI века с патриархально-камерными мотивами театральной жизни? У хранителя фонда костюмов Музея Большого театра Анастасия Белевич такого вопроса не возникает.
- Здания театра погибали при пожарах в 1805, 1812, 1853 годах. И случалось, реквизит и костюмы, что называется, собирали потом всем миром, - приводит она свои резоны во время короткой ознакомительной экскурсии. - Так, например, появился в театре вот этот небесно-голубого цвета камзол XVIII века. А справа от него - тот самый костюм для оперы Римского-Корсакова "Царская невеста", что выполнен главным художником Большого театра СССР в 1929-1953 годах Федором Федоровичем Федоровским. В нем Галина Павловна Вишневская исполняла партию Марфы…
По словам хранителя, из-за утрат на ткани это платье экспонируется достаточно редко. А в оцифрованном виде костюм будет доступен как широкой публике, так и исследователям, театральным художникам, искусствоведам.
Такие раритеты из музейного фонда переводятся в цифровой формат на специальном оборудовании, которое позволяет фиксировать и воспроизводить в электронном виде изображение особо ценных объемных предметов в высоком разрешении. С этой целью в одном из помещений хранилища Музея Большого театра специалистами компании ЭЛАР был развернут мобильный участок.
Как пояснил "РГ" оператор 3D-оцифровки Сергей Никитин, к музейным объектам относились с пиететом и предельной бережностью. Хранитель фондов Анастасия Белевич сама устанавливала экспонат на поворотную платформу, если нужно - "прихорашивала" его, разглаживала складки, где нужно - добавляла головной убор... А уже затем автоматическая камера по заранее заданным параметрам съемки делала от 20 до 360 кадров, после чего все снятое собиралось в единый просмотровый ролик.
- Такой ролик, передаваемый на цифровом носителе, позволяет рассматривать объект на экране со всех сторон и в деталях, - комментирует суть реализованного проекта представитель ЭЛАР Евгений Мокеев. - А кроме того цифровые фотографии экспоната можно загрузить в учетную систему и госкаталог Музейного Фонда России. То есть польза получается двойная: цифровые копии используются музеем в учетной деятельности и для представления особо ценных коллекций, в том числе для удаленных пользователей в сети интернет.Хранитель "костюмного" фонда Анастасия Белевич с таким выводом согласна: "Электронные изображения мы используем при организации интерактивных выставок, когда на большеформатных мониторах демонстрируются 3D-ролики. Таким образом, у современного зрителя есть возможность увидеть те костюмы, которые невозможно экспонировать на обычных выставках из-за их ветхости или потому, что невозможно обеспечить для них специальные условия экспонирования".
Всего, отметим, в фонде костюмов Музея Большого театра около трех тысяч экспонатов. В рамках пилотного проекта оцифровано семьдесят. И такую работу, выразила надежду руководитель музея Лидия Харина, здесь надеются продолжить.