8 августа 2012

Библиотека ХХI века: удобство — читателям, защита — фондам

Библиотека ХХI века: удобство — читателям, защита — фондам

Информационные технологии сегодня всё более активно применяются в российских библиотеках. Став незаменимым инструментом оптимизации работ и ключевым звеном развития цифровые технологии, тем не менее, не изменили главную типообразующую функцию библиотек — максимально сохранить фонды и одновременно обеспечить эффективное использование имеющихся в них документов. Как технологические новшества помогают в работе библиотекарей с читателями и фондами сегодня.

Оксана Владимировна Динеева, заместитель директора по обслуживанию читателей Государственной публичной исторической библиотеки России (ГПИБ). Вопрос предоставления копии посетителям более ли менее решился с появлением прос­тейшего копирующего оборудования. Перед библиотекой стояла другая важная задача: выбрать для копирования такое оборудование, при работе с которым риск повреждения документа будет сведён к минимуму.

Деятельность библиотек сегодня неразрывно связана с информационными технологиями. Как их внедрение влияет на работу ГПИБ?

Внедрение информационных технологий для нас, сотрудников библиотеки, задача несколько противоречивая. С одной стороны, информационные технологии стали незаменимой составляющей библиотечного обслуживания. Удобным инструментом для нас и наших читателей является электронный систематический каталог библиографических записей. При его создании были оцифрованы более двух миллионов карточек. Мы получили возможность организовать удалённый доступ к информационным ресурсам библиотеки, упростить работу с ними.

Однако мы понимаем, что, с другой стороны, внедрение удалённых сервисов снижает реальную посещаемость библиотеки, а эффективность нашей работы по-прежнему оценивается, в том числе, по этому показателю. Но формирование электронного библиотечного контента, которому могли бы доверять специалисты и исследователи, это прямая и важнейшая функция библиотек сегодня.

В ГПИБ была создана и постоянно пополняется электронная библиотека, в которую вошли документы, не ограниченные авторским правом. Наш читатель через электронный каталог может найти нужную и, при этом, качественную информацию, удалённо ознакомиться с оцифрованными изданиями.

Какие издания для электронной библиотеки оцифровывались в первую очередь?

У нас в фонде около четырёх миллионов документов. При формировании электронной библиотеки мы не ставили перед собой цель оцифровать весь фонд целиком. Когда встал вопрос, что и в каком количестве мы будем переводить в электронный вид в первую очередь, мы определили три критерия отбора документов.

Первый — ветхость документа. Ветхие издания оцифровывали, специалисты-реставраторы их чистили, упаковывали в специальный "бескислотный" картон, если была необходимость — реставрировали. После этого посетителям предлагают работать уже только с электронными копиями, а оригиналы выдают лишь в исключительных случаях.

Вторым критерием отбора стала уникальность издания. Копия делалась не из-за ветхости оригинала, а с целью как раз предотвратить процесс ветшания, сохранить целостность редкого экземпляра. В эту категорию попали издания футуристов, вышедшие в 20-30-х годах прошлого века. Они являются книжными памятниками, многие из них имеют уникальные рисунки, графику, особую печать, например, на обойной бумаге. Каждая книга по-своему неповторима.

Также были оцифрованы часто запрашиваемые, популярные документы. Если издание постоянно спрашивают читатели, на него есть очередь, а у нас всего один экземпляр, то цифровая копия необходима. Хотя, повторюсь, что оцифровывать мы можем лишь документы, вышедшие из-под действия авторского права.

Зачастую, выбранные для оцифровки документы, сочетают в себе все эти элементы: ветхость, популярность и уникальность. Их оригиналы хранятся в фонде редкой книги и выдаются только по запросам для специальных исследований.

Как обеспечивается сохранность оригиналов в процессе использования читателями, например, при копировании?

Вопрос предоставления копии посетителям более ли менее решился с появлением прос­тейшего копирующего оборудования. Перед библиотекой стояла другая важная задача: выбрать для копирования такое оборудование, при работе с которым риск повреждения документа будет сведён к минимуму.

Эту задачу мы решали довольно долго. Первыми устройствами, которые библиотеки стали использовать для обслуживания читателей, были обычные офисные ксероксы и планшетные сканеры. Они не были предназначены для копирования библиотечного фонда: интенсивное освещение и нагрев при постоянной работе, раскрытие оригинала на 180 градусов и, как следствие, разрушение корешка — всё это побочные отрицательные эффекты, возникавшие в процессе работы. Любой биб­лиотекарь подтвердит: когда началось массовое копирование, библиотечный фонд стал ветшать просто на глазах.

Первые планетарные сканеры исключили проблему с раскрытием документа, но интенсивное освещение и нагрев никуда не делись.

Библиотекари задумались о том, какое ещё оборудование можно использовать для копирования. Выход искали в применении фото-технологий. Поначалу даже использовались сделанные на коленках мастерами-умельцами конструкции с самодельными люльками под книгу и фотоаппаратами, подвешенными на штативе.

Появление на рынке специализированных сканеров с фотоэлементами решило проблему. Наша библиотека приобрела, например, ЭларСКАН — терминал для самостоятельного сканирования. После этого мы сняли многие ограничения на копирование, установленные в связи с необходимостью обеспечения сохранности библиотечного фонда.

Например, ранее мы не копировали документы на так называемой "кислой" бумаге. Эта бумага недолговечна, имеет жёлтый цвет и повышенную ломкость. Если взять старое издание на "кислой" бумаге, на пальцах могут остаться мельчайшие фрагменты бумаги. К примеру, очень высокой кислотностью обладает газетная бумага, которая за несколько дней превращается из белой в жёлтую, при обычном дневном свете. Представьте, что будет, если подвергнуть её интенсивному освещению?

В книжном производстве бумагу с повышенной кислотностью стали использовать с середины XIX века. На рубеже XX века, в критические моменты истории, во времена революций и войн, практически вся печатная продукция выходила на ней. Эти издания составляют значительный процент нашего фонда и ранее не сканировались из-за высокого риска утраты. Как только оборудование со сканирующим фотоэлементом, без дополнительного освещения было запущено в работу, мы это ограничение по большей части сняли.

Также мы не копировали толстые документы, издания, имеющие свыше 4 см по корешку, чтобы снизить интенсивность разрушения книжных блоков. С появлением терминала для самостоятельного сканирования мы ушли и от этого. Его конструкция предусматривает поддержку крышки толстого или жёсткого оригинала на безопасном уровне и расположение корешка в специальном углублении, гарантирующем сохранность оригинала.

Ограничения по формату были сняты чуть раньше — с покупкой специализированного широкоформатного сканера ПланСкан Репро. На нём сканируются газеты и карты. Для многих наших читателей получение электронных копий таких изданий — уникальная возможность дополнить свои исследования редчайшими материалами.

Мы не консервативны в своих ограничениях. С развитием техники мы с удовольствием их снимаем.

Но всё-таки ограничения остались?

По-прежнему нельзя копировать издания, которые могут быть формально отнесены к книжным памятникам, то есть документы, вышедшие до 1831 года.

Помимо этого, процесс создания копий, как все знают, ограничен действующим законодательством. Сделать полную электронную копию современного издания без согласия автора, мы не можем. А в случае с пользовательскими копиями подобных источников, даже при допустимом объёме копирования, мы не можем поручиться за правомерное использование их в будущем.

Приобретение комплекса самообслуживания стало для нас решением проблемы ответственности за дальнейшее использование читателями полученных копий. Библиотека выполняет свою основную функцию — предоставляет издание для сканирования, а так же помогает определиться с допустимым объё­мом копирования при оформлении заказа. Остальная ответственность ложится на читателя. Непосредственно перед сканированием на сенсорном экране комплекса появляется уведомление о действующем законодательстве, предусматривающем определённые ограничения на использование полученной копии. Без согласия читателя с действующими нормами и правилами, сканирование просто не состоится.

В разговорах с коллегами-библиотекарями мы приходим к выводу, что библиотеки не могут работать без специализированного оборудования, так как именно оно помогает нам организовать книговыдачу так, чтобы обеспечить максимальную сохранность фонда, удобство читателей и соблюдение авторских прав.

Конечно, профессиональное оборудование, такое как ЭларСКАН, стоит недёшево. Но это вложение вполне соизмеримо с затратами на поддержание фонда и его восстановление, которое неминуемо требуется после работы с неспециализированными копирующими устройствами.

Терминал для самостоятельного сканирования не нуждается в закупках расходных материалов, в отличие от тех же ксероксов. Соответственно, исключаются пусть и мелкие, но регулярные траты. При этом для читателей услуга сканирования имеет цену, сопоставимую со стоимостью ксерокопии на бумажном носителе.

В некоторых библиотеках копия одной страницы издания до 1917 года имеет одну цену, до 1950 — другую, и так далее. В этих случаях в стоимость копии закладываются расходы на амортизацию оригинала, зависящие от его ценности.
Мы ушли от дифференцированной стоимости копирования: стоимость копии не зависит от года издания документа. Мы посчитали, что при работе с профессиональным оборудованием риск повреждения документа минимален и, соответственно, не должен отражаться на стоимости копии.

Каковы планы развития информационного комплекса ГПИБ?

Спрос на копирование падает, но потребность в создании копий в стенах библиотеки всё равно остаётся. Мы не можем отказать читателям в этой услуге. Да, устройства работают не в тех объёмах, которые были три-четыре года назад, когда у нас стояли очереди в сектор копирования, но при этом мы не хотим, не имеем права использовать непрофессиональное оборудование для обслуживания читателей. Для того чтобы избежать простоя оборудования, мы решили объединить технологическую цепочку подготовки электронных ресурсов с услугами для читателей.

Сейчас проводятся работы по созданию нового удалённого ресурса — виртуальных выставок. Они представляют собой не только фотографии обложек и библиографические описания книг. Это серьёзные образовательные ресурсы с подборками полнотекстовых документов, иллюстративным материалом, методическими разработками преподавателей. Кроме того, там представлены материалы из журнала "Преподавание истории в школе", с редакцией которого мы тесно сотрудничаем.

При подготовке материалов для виртуальных выставок мы используем оборудование, находящееся в читательской зоне, в частности, сканер для самостоятельного сканирования ЭларСКАН.

Сейчас в стенах библиотеки обсуждается вопрос внедрения RFID-технологий. Именно с ними связаны основные планы по дальнейшей автоматизации библиотечных процессов. С их внедрением появится электронная книговыдача, расширится функционал читательского билета. Мы сможем совмещать различные технологические процессы, например, ЭларСКАН имеет считыватель для идентификации пользователей, следовательно, читательский билет с RFID-меткой можно будет использовать для оплаты услуг сканирования.


Рубрика: Культура