Основным нормативным актом новой России, регулирующим деятельность органов регистрации актов гражданского состояния (АГС), является Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
В законе определён статус органов регистрации, перечень действий граждан и событий, подлежащих госрегистрации, правила взаимодействия органа ЗАГС, гражданина и органов исполнительной власти. Дополнительно сформулированы принципы создания, формы и сроки хранения регистрационных записей.
В рамках продвижения в жизнь "Концепции административной реформы в Российской Федерации" возникла необходимость систематизировать процессы регистрации АГС и, наряду с многочисленными законодательными новациями, направленными на оптимизацию госуправления, в Главный закон о ЗАГС вносятся изменения, сформулированные Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ. Теперь "Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляются в соответствии с административными регламентами… и разрабатываются с учётом требований к адмрегламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций".
Какие же государственные услуги и функции вменены для исполнения органам ЗАГС?
Ответ на этот вопрос впервые дали Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Распоряжение правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде".
Было определено, что для приёма и выдачи документов о регистрации актов гражданского состояния к 1 января 2012 года должна быть обеспечена возможность для заявителей не только представлять документы в электронном виде через сайт госуслуг, но и осуществлять мониторинг оказания услуги.
В терминологии госуслуг совокупность записей актов гражданского состояния фактически представляет собой один из "Базовых регистров", который содержит первичную информацию об изменениях статусов граждан РФ. Указанная информация в качестве основы необходима для предоставления многочисленных услуг социальной направленности, оказываемых федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Планировалось, что с 1 июля 2011 года госорганы будут не вправе требовать от заявителя документы и информацию, которые находятся в распоряжении прочих органов, в том числе, и в органах ЗАГС. Реализация этого принципа была возможна только в случае перевода всех информационных ресурсов ЗАГС (включая архивы с 1917 г.) в электронный вид и перехода на электронное межведомственное взаимодействие с органами исполнительной власти всех уровней. Однако в 2011 году создание электронных информационных ресурсов и электронное взаимодействие находились в стадии становления, сроки внедрения электронных госуслуг переносились.
Вместе с тем Федеральным законом от 1 июля 2011 № 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" был определён перечень так называемых "Документов личного хранения» для граждан. В этот перечень, наряду с 17 категориями документов, вошли «свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния".
Получается, что органы ЗАГС "выпали" из общей тенденции предоставления государственных услуг в электронном виде и не будут участниками межведомственного взаимодействия?
Нет! Тот же 169-ФЗ регламентирует запросы органов ЗАГС в органы исполнительной власти, например, по вопросам репрессированных и умерших в местах заключения, а Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 400 ФЗ накладывает ограничение на срок ответа ЗАГС на запросы ФМС России в рамках реадмиссии — не позднее 7-ми дней.
2012 год стал годом развития электронного межведомственного взаимодействия, начала промышленной эксплуатации федеральных базовых регистров и массового создания в регионах России многфункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ). Нужно идти дальше и Министерство экономического развития РФ ставит вопрос о сокращении перечня документов личного хранения.
Федеральный закон от 28 августа 2012 г. № 133 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в целях устранения ограничений для предоставления госуслуг по принципу "одного окна" фактически определяет срок присоединения органов ЗАГС к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и начало предоставления государственных услуг в электронном виде.
Что будет после 1 января 2015 года?
"…орган записи актов гражданского состояния обязан сообщать по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, сведения о государственной регистрации АГС, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг. Сообщение и получение сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляются в рамках межведомственного информационного взаимодействия".
"Подача письменного запроса о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации АГС и выдача повторного свидетельства о государственной регистрации АГС могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".
"Лица, вступающие в брак, подают в орган записи актов гражданского состояния совместное заявление о заключении брака в письменной форме лично или направляют указанное заявление в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг. Указанное заявление может быть подано через многофункциональный центр".
Серьёзность намерений подтверждается Распоряжением Минюста России от 29.06.2012 г. № 1285-р, которое утверждает электронные форматы сведений, подлежащих передаче органами ЗАГС через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Только оцифровка архивов и создание региональных информационных ресурсов (РИР) ЗАГС обеспечит исполнение сроков и требований, предъявляемых к участию органов ЗАГС в предоставлении государственных услуг в электронном виде и межведомственном взаимодействии. Некоторые регионы уже приступили к этой работе и смогли ощутить эффективность нового стиля деятельности.