10 февраля 2014

Муниципальные образования Сибири и Дальнего Востока: О переводе услуг в электронную форму

В 2013 году социологическая лаборатория Ассоциации сибирских и дальневосточных городов совместно с Экспертным центром электронного государства и секцией АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления» провела экспертный опрос руководителей муниципальных образований (МО) и специалистов органов местного самоуправления (ОМСУ), ответственных за предоставление муниципальных услуг в электронном виде. Ниже приводятся некоторые выдержки из исследования .

Цель исследования — оценить динамику ситуации и выявить проблемы, возникающие в МО в связи с исполнением Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210-ФЗ от 27.07.2010 г., а также определить подходы к их решению.

В опросе участвовали представители 62 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока из 21 субъекта Российской Федерации. Широкий спектр муниципальных образований, различающихся по географическому расположению, численности населения, видам производственной деятельности, позволил оценить и проанализировать ситуацию, которая сложилась при оказании муниципальных услуг в электронном виде в органах местного самоуправления.

Информация об ответах на вопросы анкеты о наиболее востребованных услугах, которые оказаны муниципалитетами в 2012 году, и об услугах, которые считаются в муниципалитетах первоочередными для перевода в электронную форму, представлены на рис. 1.

85% муниципальных образований к отрасли с наиболее востребованными услугами отнесли сферу земельных отношений, образование — 63%, жилищные вопросы — 53%, градостроительство — 49% и архивное дело — 29%.
Что касается первоочерёдности перевода в электронную форму тех или иных услуг, по мнению ответивших на вопрос «Какие услуги необходимо перевести в электронную форму?», то она должна соответствовать следующим признакам:

1. Первоочередными считать те услуги, которые можно перевести в электронный вид за относительно короткое время и с наименьшими финансовыми затратами.

2. В первую очередь в электронную форму необходимо перевести те услуги, которые в большей степени содержат коррупционную составляющую — максимально возможное сокращение влияния человеческого фактора и повышение «прозрачности» процесса получения услуги окажут положительное влияние на взаимоотношения «жители — муниципальная власть».

3. В электронный вид необходимо переводить услуги, востребованные жителями и организациями в большей степени. Необходимо отметить, что ни одна услуга как первоочередная для перевода в электронную форму не получила абсолютного большинства. Ответившие МО в качестве первоочередных указали услуги следующих отраслей городского хозяйства и социальной сферы: земельно-имущественные отношения, образование, обеспечение жильём, архивное дело.

Здесь необходимо отметить то обстоятельство, что впервые в 2013 году появилось «Архивное дело» как наиболее востребованное в муниципалитетах и включённое в число первоочередных услуг для перевода в электронную форму. В анализах вопросов муниципальной информатизации в предыдущие годы направление архивного дела скромно умалчивалось. Скорее всего, возрастание актуальности перевода архивного дела в электронную форму связано с необходимостью исполнения статьи № 7 «Требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг» Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года № ФЗ-210.

Муниципальные образования высказали следующие предложения о мерах региональных и федеральных органов власти по совершенствованию процесса перехода к оказанию муниципальных услуг в электронной форме. 38,78% отмечают проблему финансирования работ по переходу к оказанию муниципальных услуг в электронной форме. Ими предлагается принимать решение о финансировании ОМСУ в части перехода к оказанию муниципальных услуг в электронной форме на федеральном и региональном уровнях. Предложение не бесспорное, требует всестороннего рассмотрения.

Не менее актуальными являются предложения по сокращению финансовых и трудовых затрат путём централизации работ и унификации процессов (33,33% ответивших). В том числе: • «Организация и финансирование работ по централизованной разработке типовых (тиражируемых) программных продуктов для муниципальных образований, по их внедрению и эксплуатации. Передача муниципальным учреждениям в свободном режиме программных продуктов, разработанных централизованно. Обеспечение доступа специалистов муниципалитетов к фонду программных продуктов, предназначенных для ОМСУ»;

 «Организация работ со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти по унификации услуг и административных регламентов, оказываемых муниципальными образованиями; по координации процессов перевода предоставления муниципальных услуг в электронной форме».

Около четверти ответивших высказывают необходимость обучения и повышения квалификации соответствующих муниципальных специалистов. Речь идёт о систематическом проведении федеральными и региональными органами власти конференций, обучающих семинаров, рабочих заседаний, тренингов для специалистов ОМСУ по вопросам административной реформы и реализации перехода к оказанию муниципальных услуг в электронной форме. Из опроса становится очевидным, что федеральным и региональным органам власти, ответственным за переход к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронной форме, необходимо безотлагательно и вплотную заняться проблемами муниципалитетов в данной сфере.