24 февраля 2012

Свой добрый век мы прожили…

Свой добрый век мы прожили…

Со дня окончания Великой Отечественной войны прошло почти 67 лет, но люди на всех континентах продолжают искать сведения о судьбах своих близких, их подвигах и заслугах, местах гибели и захоронения.

Источники свидетельств

Министерством обороны Российской Федерации организован Обобщённый банк данных, содержащий информацию о защи­т­никах Отечества, погибших и пропавших без вести в годы войны и в послевоенный период (ОБД Мемориал). В настоящее время в ОБД введено 13,7 млн страниц цифровых копий документов о безвозвратных потерях периода Великой Отечественной войны из архивных дел ЦА МО, ЦВМА, РГВА, ГА РФ, регио­нальных архивов Росархива и 42,3 тысяч 259 паспортов воинских захоронений в России и за её пределами. Дополнительно в ОБД заг­ружено более 1 000 томов Книги Памяти. Кроме того, военное ведомство стало инициатором проекта по созданию общедос­тупного банка документов "Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", в результате которого переведены в электронный вид наградные дела с документами о 12 миллионах награждений военного времени и часть документов по оперативному управлению бое­выми действиями.

Пользователи ОБД Мемориал неизменно обращаются и к "Подвигу народа" и наоборот, несмотря на то, что ресурсы наполняются документами разного характера. Объясняется это тем, что и тот, и другой порталы стали для миллионов соотечественников и граж­дан других стран источником живых свидетельств уже далёкой, но всё ещё такой близкой войны — свидетельств судеб и подвигов.

Разные судьбы?

В электронный банк данных "Подвиг народа" загружен наградной лист на командира отделения 76-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона сержанта Мирошниченко Виктора Петровича. В документе описан подвиг красноармейца, который был награждён орденом Красного знамени и удостоен звания Героя Советского Союза.

В октябре 1941 года сержант Мирошниченко, оборонявший с командой подрывников железнодорожный мост через реку Снопоть, получил приказ взорвать мост после отхода наших частей за реку, чтобы остановить на этом рубеже фашистов, рвавшихся к крупному железнодорожному узлу. Сотни килограммов взрывчатки подложили подрывники в ниши бетонных опор и под стальные фермы моста. В блиндаже, расположенном на берегу, находилась подрывная машина. Шнур от неё тянулся к зарядам. Сержант и его бойцы ждали приказа командира, переходившего через мост пос­ледним. Получив его, Мирошниченко включил взрывную машину, но взрыва не последовало: во время вражеского обстрела шнур оказался перебитым. Раненый боец смог добраться до заряда и привёл механизм в действие. Продвижение вражеских войск на одном из важнейших направлений фронта было задержано. В документе написано: "…потеряв силы от ранения сам не мог удалиться в безопасное место и погиб смертью храбрых…".

В память о подвиге красноармейца железнодорожному разъезду Тунгала Восточного участка БАМа присвоено имя Виктора Мирошниченко, есть улица и школа, названные в честь Героя. Однако в его истории до сих пор не поставлена точка. Поисковики обнаружили на портале ОБД Мемориал ещё одного бойца, фамилия, имя и отчество которого, а также дата рождения совпадают с данными воина-железнодорожника. Но время и обсто­ятельства смерти иные: «однофамилец» погиб в плену 21 декабря 1943 года. Кроме того, схожи написания домашнего адреса в донесении о безвозвратных потерях — г. Мерефа, ул. Освиты, 13, и на карточке военнопленного — г. Мерехва, ул. Освиты, дом 14. Родственница Героя Советского Союза указана как Солянина Екатерина, а военнопленного — Соляник Екатерина. К фактам совпадения данных прибавилось явное внешнее сходство Героя, погибшего в 1941 году, и лейтенанта, пленного узника шталага 367. Конечно, с учётом того, что сгинувший в зас­тенках человек прошёл три лагеря, потерял руку, был болен — об этом известно из лагерной карточки, электронный образ которой заг­ружен в ОБД Мемориал.

Поисковики сообщили о случившемся руководителю школьного музея Мерефянского лицея имени Героя Советского Союза В.П. Мирошниченко Наталье Криворотенко и родственникам Виктора Петровича. Выяснялось, что, несмотря на официальную версию, семья десятилетиями была уверена, что Мирошниченко выжил при взрыве моста, а погиб только в 1943 году, участвуя в партизанском движении. Поскольку территория вок­руг железнодорожного моста была оккупирована, осталось неизвестным, были ли захоронены останки погибших при взрыве. Сейчас возле моста стоит памятный знак.

Расследование этой истории пока не закончено, но очень велика вероятность того, что в биографии Героя Советского Союза, появятся новые страницы.

До свидания, мальчики

В Книге Памяти (Том 7, стр. 600) есть запись: "Кульчицкий Михаил Валентинович, род. 1919. Призван 22.6.1941 Московским ГВК. Младший лейтенант. Погиб в 1943. Поэт (лирические стихи и стихи о войне)". Это один из молодых талантливых поэтов, чьи строки навсегда оборвала война: он, согласно информации из списков захоронения в ОБД Мемориал, похоронен в цент­ре села Павленково, Луганской области. Это современное захоронение. А в похоронном извещении, отправленном матери в 1943 г., которое также представлено в ОБД Мемориал, указано село Трембачево тогда ещё Ворошиловградской области — место первичного захоронения.

Имя Михаила Кульчицкого упомянуто в поэме Давида Самойлова "Снегопад":

Кое-кого из их числа

Уже навеки приняла

Земля под сень своих просторов:

Кульчицкий, Коган и Майоров,

Смоленский, Лебский и Лапшин,

Борис Рождественский, Суворов —

В чинах сержантов и старшин

Или не выше лейтенантов —

Созвездье молодых талантов,

Им всем по двадцать с небольшим...

Документы, проясняющие судьбу каждого из этого скорбного "списка", есть в Обобщённом банке данных Мемориал. Николай Майоров, погибший на Смоленщине, согласно паспорту воинского захоронения, перезахоронен из деревни Баранцево на мемориальном кладбище в поселке Карманово. Павел Коган покоится в братской могиле на горе Безымянной, под Новороссийском. Борис Смоленский числится захороненным сразу в двух местах недалеко друг от друга: в братской могиле в Медвежьегорске и в индивидуальной — в поселке Падун.

О поэте-фронтовике Георгии Суворове, погибшем в феврале 1944 года под Нарвой, в ОБД несколько записей. Согласно Приказу об исключении из списка, он умер от ран. В донесении о безвозвратных потерях говорится, что поэт похоронен в д. Красненка, Нарвского р-на Эстонской ССР, а в паспорте захоронения, что он перезахоронен в братскую могилу г. Сланцы. Правда, дата рождения указана в паспорте не точно — 1914 год вместо 1919-го.

"Свой добрый век мы прожили как люди и для людей" — эти слова Георгия Суворова вбиты в бетонный обелиск братской могилы воинов, павших при форсировании реки Нарвы.

Даже о Борисе Рождественском, информации о котором практически нигде не найти, в ОБД Мемориал имеются скупые данные о дате гибели и месте захоронения из "Книги Памяти сотрудников органов контрразведки, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной Войны".

Документы сегодня являются главными источниками данных о Великой Отечественной войне, свидетельствами мужества её участников, проявленного ими на поле боя и в застенках фашистских лагерей.

Редакция газеты "Э.Док" выражает огромную благодарность Виктору Иосифовичу Тумаркину за содействие и помощь в подготовке материала.

Рубрика: Проекты