16 декабря 2010

Когда телегу впрягают в лошадь…

Когда телегу впрягают в лошадь…

Когда правительство Российской Федерации в 2009 году утвердило план перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде, в этот перечень был включен пункт о предоставлении гражданам сведений из библиотечных фондов. Информация о музейных коллекциях в список госуслуг не вошла.

О создании электронного каталога музейного фонда заговорили в 90-х годах прошлого века. В 1998 году вышло постановление российского кабинета министров, в котором каталог определялся как "электронная база данных, содержащая основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции". Спустя десять лет Министерство культуры приказом утвердило регламент, а чуть позже началось финансирование создания электронного каталога. Сейчас, по информации Минкульта, база каталога составляет чуть более 1 миллиона единиц музейных предметов. Всего фонд насчитывает 82 миллиона экспонатов.

Отследить ход работ по ведению электронного каталога можно на сайте Министерства культуры. Среди информационно-поисковых систем на портале — Электронный реестр культурных ценностей и собственно Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Доступ к последнему пока закрыт, и увидеть оцифрованный миллион единиц музейных предметов из фонда возможности нет. Вместо этого предлагается ознакомиться с электронным реестром, в котором "представлено все культурное наследие: живописные и графические произведения великих мастеров, памятники истории становления и развития Российской государственности, яркие образцы декоративно-прикладного искусства, археологические находки, книжные памятники, ценные рукописи, исторические и мемориальные документы…"

Заходим в раздел "Книги" Электронного реестра. Первый же лот — "Кружка с портретом А. Луначарского". Указаны реквизиты, по которым "Книгу", пусть и в виде "Кружки", можно найти — имя автора, период создания, материал, техника, место создания, мастерская, номер по Книге поступлений, инвентарный номер. Есть описание экспоната, по которому его можно идентифицировать, то есть отличить от другого. Однако стандарт описания музейного предмета в электронном виде в нашей стране не принят, а основные формы учетных документов до сих пор в музеях определяются "Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР" № 290 от 17.07.1985 г.

Наверное, поэтому в разделе "Книги" появляются кружки фарфоровые, живописные полотна "Больная и врач", "Святая Роза" и т.д. Портсигар "Речь Степана Разина к голытьбе" из раздела "Народно-художественные промыслы. Палех" в реестре не описан вовсе. А о шкатулке "Дунилово. Ранний снег" сказано, что на ней изображена "подвода, впряженная в лошадь".

Проблема в том, что в отличие, например, от библиотекарей, у музейщиков нет стандартизованных правил для описания предметов. Есть набор признаков, выбор которых зависит от целей — учет, движение или реставрация, от профиля и состава фондов музея, тематики экспозиции и многих других условий. Описание в данном случае почти тождественно интерпретации. Сюжет или (и) мотив, образ, взаимодействие художественных элементов, особенности композиции и так далее в любом случае невозможно унифицировать, они будут субъективны. Директор одного из крупных музеев федерального уровня рассказывала, как сравнив описание экспоната с оригиналом, чуть не устроила "разбор полетов" своим коллегам за несоответствие. Только выяснялось, что это она сама в бытность свою хранителем готовила описание предмета.

Используя неполную и неунифицированную информацию о музейных ценностях, не получится создать электронный госкаталог в принципе. Необходима технология, которая "примирит" описание, интерпретацию и сам факт существования экспоната. Речь идет о визуализации, однако опыт обычной фотосъемки едва ли исправит положение. Загруженные сейчас в реестр электронные образы экспонатов не дают о них полного представления — рассмотреть детали невозможно, а объемные предметы показаны только в одном ракурсе. Российские музейщики начали использовать в своей работе технику фотофиксации экспонатов — когда при соблюдении условий безопасного хранения делается съемка предмета анфас, профиль, полуанфас, оборотной стороны, фиксируются вмятины, полости, даты и так далее. Кроме того, многомерная визуализация экспоната возможна при применении 3D-съемки. Технологии есть. Осталось оформить "официальный запрос" от государства на инструменты, которые обеспечат создание электронного музейного каталога.

Рубрика: Культура