24 февраля 2012

Электронные госуслуги: опыт Мурманской области актуален для всех регионов

Электронные госуслуги: опыт Мурманской области актуален для всех регионов

Все региональные и муниципальные органы должны перейти на электронное межведомственное взаимодействие с 1 июля 2012 года. Это означает, что государственные услуги, которых на долю субъектов РФ и муниципалитетов приходится больше, чем на федеральные ведомства, будут предоставляться в электронном виде. Порталы госуслуг открыты повсеместно, и почти все регионы уже подключены к системе межведомственного взаимодействия, но основной функционал по выполнению запросов граждан и организаций выполняют не они, а системы конкретных государственных органов и учреждений. В частности, именно на библиотеки и архивы в российских субъектах ложится нагрузка по предоставлению соответствующих услуг в электронном виде.

Гражданин, зарегистрированный на портале госуслуг, имеет возможность авторизироваться и отправить запрос. Например, на получение справки из местного архива. Механизм исполнения электронной "заявки" пользователя оказывается наиболее сложной задачей: нужно запрос принять, обработать его в соответствии с внутренними регламентами, а потом не только предоставить информацию в нужном формате, но и, как правило, документы.

На портале также предусмотрена возможность для самостоятельного поиска документов, в том числе по архивным фондам, а также библиографической информации по каталогам библиотек. Мурманской области удалось обеспечить оказание электронных биб­лиотечных и архивных услуг в электронном виде, используя единую технологию.

Библиотеки

Государственные услуги в области библио­течного дела появились на портале www. gosuslugi.ru одними из первых. В настоящее время предоставление библиографичес­кой информации из государственных библио­течных фондов и информации из фондов в части, не касающейся авторских прав, являются единственными, которые оказываются в обезличенном режиме, без необходимости регистрироваться в системе.

Пользователь получает ответ на свой запрос менее чем за минуту. В 2012 году предоставление библиотечных госуслуг в электронном виде получает свое развитие: библиографическая информация и тексты будут доступны не только через федеральный сайт — более восьмидесяти региональных порталов начнут предоставлять сведения из библиотек субъектов РФ.

Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека — крупней­ший региональный информационно-­куль­ту­р­ный центр. Универсальный фонд учреждения насчитывает более 2,6 млн единиц хранения в печатном, аудиовизуальном и электронном виде. В библиотеке силами корпорации ЭЛАР была осуществлена ретроконверсия генерального алфавитного каталога, а также алфавитных каталогов нотных изданий и аудиовизуальных документов. Полученный в результате сканирования и индексирования массив машиночитаемых библиографических ­записей был загружен в автоматизированную библиотечно-информационную систему "OPAC‑Global" в формате RUSMARC для обеспечения оперативного поиска информации. Электронный каталог интегрирован с региональным порталом госуслуг, чтобы пользователи могли находить библиографические сведения из фондов Мурманской науч­ной библиотеки.

Архивы

Российское законодательство обязывает архивы принимать запросы от граждан и юридических лиц, предписывает архивным учреждениям необходимость обеспечения дос­тупа к архивным документам посредством предоставления пользователю справочно-­поисковых средств. Архивы должны содействовать в получении гражданами подлинников и копий документов, в т.ч. электронных, путём дистанционного обращения к архив­ным документам.

Среди электронных госуслуг, которые обязаны предоставлять архивы, возможность поис­ка через портал по научно-справочному аппарату до уровня заголовков дел. Для этого осуществляются наполнение научно-справочного аппарата учреждения, предоставление электронной информации, которая поз­воляет полноценно оперировать данными, накопившимися за всё время существования архив­ного фонда.

Создание электронных фондов пользования, то есть оцифровка наиболее востребованных материалов архива, позволяет удовлетворять различные гражданско-правовые запросы. И, наконец, электронным фондом пользования необходимо управлять, разграничивать к нему доступ, ­делать возможным обращение к нему не только из читального зала архива, но и через сеть Интернет. Соответственно, нужно решать проблему разработки системы управления архивом. Такая система автоматизирует сугубо внутренние процессы — согласование, принятие запроса, идентификацию пользователя на портале гос­услуг, регистрирует новых пользователей и, наконец, выдаёт справки и прикреплённые к ним сканы документов.

В Мурманской области была внедрена комп­лексная автоматизированная информационная система по документам архивного фонда региона, обеспечившая предоставление архивных услуг с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг и отраслевого интернет-сайта. Разработчиком сис­темы, корпорацией ЭЛАР, совместно с ОАО "Ростелеком" было создано решение, которое позволило Мурманской области одновременно решить задачу предоставления как биб­лиотечных, так и архивных госуслуг в электронном виде.

Поскольку библиотечные и архивные услуги, а также регламенты их предоставления являются одинаковыми для всех субъектов РФ, решение можно считать типовым. Опыт региона, сумевшего реализовать этот проект всего лишь в течение полугода, а также совместная работа IT-интегратора, разрабатывающего программные средства по автоматизации деятельности госучреждений с единым национальным оператором инфраструктуры электронного правительства — это демонстрация того, что к июлю 2012 года субъекты РФ могут перейти на электронное межведомственное взаимодействие.

Рубрика: Культура