8 Апреля 2015

Инструмент эффективной власти

Илья Родин, Заместитель заведующего отделом Управления объектами культурного наследия Министерства культуры Московской области Каким образом сегодня можно упростить и ускорить процедуры, связанные с сохранением, использованием и государственной охраной объектов культурного наследия (ОКН)?
Вопрос для уполномоченных органов российских субъектов совсем не праздный. В Российской Федерации более 140 тысяч ОКН, из которых около 25 тысяч являются памятниками истории и культуры федерального значения, остальные относятся к памятникам регионального и местного (муниципального) значения.

Иметь богатое культурное наследие для органов власти субъектов РФ — это не только гордость и большая честь, но и  огромная ответственность. Необходимо решать задачи государственного контроля, учёта, охраны, сохранения, использования и популяризации объектов. Насколько эти процессы с сточки зрения реализации сложны и многослойны, можно судить, например, по Московской области — региону, поистине изобилующему памятниками. Если в среднем в стране на 1000 кв. км приходится 4 объекта культурного наследия, то в Подмосковье их 138 на тысячу квадратных километров. Здесь двадцать два исторических города, свыше  шести  тысяч  памятников  истории и культуры, включая памятники археологии, 320 усадеб, 83 музея. Принятое в 2013 году правительством Московской области постановление о льготной аренде («рубль за квадратный метр») способствовало привлечению инвесторов к делу спасения объектов культурного наследия региона. В настоящее время уже несколько усадебных комплексов находятся в процессе реставрации в рамках губернаторской программы «Усадьбы Подмосковья». Реставрационные работы должны быть завершены в течение семи лет.

Ещё одна важная региональная программа — «Культура Подмосковья». В её рамках предполагается организация мероприятий, направленных на решение вопросов по оформлению прав Московской области на объекты культурного наследия, их прединвестиционную подготовку, а также развития единой информационной системы, необходимой для работы с данными об ОКН.

В рамках реализации государственной программы Московской области «Эффективная власть»   на   2014-2018   годы   переведено в электронный вид более четырех тысяч паспортов объектов культурного наследия. Электронные копии паспортов будут использоваться в первую очередь для решения задач государственного учёта и надзора, подготовки комплектов архивной документации, а также при разработке научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. После оцифровки все листы и приложения паспортов объектов  культурного  наследия  были  собраны в pdf-файлы и загружены в информационную систему. Можно с уверенностью сказать, что специалисты, которые непосредственно обращаются к этим документам, оценят проделанную работу по достоинству, в том числе с точки зрения сокращения затрачиваемого ими времени на поиск необходимой информации.

Паспорт является важным учётным документом  объекта  культурного  наследия. Он используется при проведении комплексных обследований и мониторинга технического состояния памятников, при оформлении охранных обязательств с собственниками и пользователями этих объектов, при осуществлении контроля за проектными и реставрационными работами. Паспорта объектов культурного наследия начали создаваться на территории бывшего СССР с 1940-х годов. Они представляют собой пакет документов различного формата, в который входят основной лист, учётные карточки, вкладыши, фотографии, планы территории объекта, обмерные чертежи и т.п., — в среднем около двадцати страниц (см. рис. 1).

Популярные статьи