6 Июня 2011

Чиновники тоже учатся

Чиновники тоже учатся

Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 2020 годы)", а также последние изменения в законодательстве, касающиеся предоставления государственных услуг в электронном виде, говорят о необходимости переподготовки чиновников в соответствии со спецификой работы с электронными документами.

Распоряжением Правительства РФ от 12 февраля 2011 г. № 176-р регламентируется формирование ведомственных планов по переходу на безбумажный электронный документооборот. При этом сроки исполнения распоряжения достаточно жесткие. В то же время, в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р и от 17 марта 2011 г. № 442 р, более 70-ти государственных услуг должны предоставляться полностью в электронном виде, а значит алгоритм работы госслужащих существенно меняется. Вносятся изменения не только во внутренние регламенты и работы самого чиновника, также существенно модернизируется подход к работе с документацией.

Согласование бумажного документа и оказание услуги на основе ретроспективных документов из ведомственного архива представляет собой уже привычную для госслужащих процедуру. Работа со справками и отработкой социально-правовых запросов граждан на основе электронной информации, хранящейся в электронном архиве ведомства, либо в государственных информационных системах, в корне отличается.

Государственные информационные системы только создаются в России, и еще не все работники органов государственной власти освоили методику работы в них. Кроме того, 15 апреля 2011 г. вышло постановление Правительства РФ № 654-р "О базовых государственных информационных ресурсах", утвердившее перечень 11 базовых государственных реестров, также предназначенных для оказания госуслуг в электронном виде. С учетом вступления в силу Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи" количество электронных документов, циркулирующих в ведомствах, будет стремительно возрастать.

Следовательно, требуется провести корректировку программ повышения уровня профессиональной компетенции и квалификации в соответствии с законодательством, которое сейчас активно меняется. Необходимо на практике продемонстрировать и привить навыки работы в электронном архиве персоналу, который будет заниматься предоставлением электронных услуг, ведь, как известно, лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать.

Использование электронных информационных ресурсов требует новых инструментальных компетенций и навыков в области работы с электронными документами. В связи с этим в институтах повышения квалификации госслужащих сформированы новые программы обучения, соответствующие тенденциям развития государства и информационного общества. Эти программы предусматривают инновационную модернизацию курсов по переподготовке государственных гражданских служащих. В отличие от традиционных образовательных программ, институтам повышения квалификации в новых условиях необходимо преподавать курс не только на основе дидактики законодательного и нормативного базиса, но и на практике демонстрировать особенности управления электронным документооборотом.

Очевидно, что хранение информации в ведомствах будет осуществляться посредством электронного архива. Необходимо наглядно демонстрировать госслужащим, как эффективно работать с электронными документами и информацией, какие есть зарубежные и национальные стандарты, виды документов в электронном виде, жизненные циклы процессов. Немаловажным является использование опыта технологических систем и компаний, занимающихся внедрением систем управления электронными документами в органах государственной власти.

Применение в программах повышения уровня профессиональной компетенции и квалификации опыта таких организаций поможет внести ясность в процесс ведения электронного документооборота, поскольку чиновники де-факто будут работать в этих системах по технологическим принципам, которые в них используются. Многие институты повышения квалификации уже активно используют в процессе обучения опыт передовых разработчиков, внедряющих в госструктурах программное обеспечение и системы управления электронными документами.

К примеру, технологические базы таких компаний как IBS и ЭЛАР представляют особый интерес для госслужащих, в связи с этим специалисты уже принимали участие в программах повышения уровня профессиональной компетенции и квалификации госслужащих органов государственной власти. Практические навыки помогают обучающимся оперативно адаптироваться к новым реалиям, так как законодательство имеет строгие сроки осуществления перехода к предоставлению электронных госуслуг.

Таким образом, основной сложностью в решении этой задачи являются не столько технологии (они есть), сколько наработка навыков их использования. В целях усовершенствования программы повышения квалификации госслужащих в состав Российской государственной академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ вошел Институт повышения квалификации госслужащих.

Популярные статьи